Четверг, 25.04.2024, 15:53
Приветствую Вас Гость | RSS

МБДОУ "Детский сад №375 г. Челябинска"

Форма входа
Поиск

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

ФГОС дошкольного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 

С целью реализации п. 6 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» с 1 января 2014 г. все детские сады в нашей стране перешли на ФГОС дошкольного образования — стандарт ведения образовательной практики, разработанный федеральным органом исполнительной власти, определяющий:

  • выделение дошкольного детства как особого учебно-воспитательного периода, требующего разработки и реализации особой педагогической стратегии;
  • необходимость обеспечения разнообразия детства, в т.ч. через развитие индивидуальных физических и интеллектуальных возможностей каждого ребенка;   
  • формирование базиса содержания, условий и результатов программного содержания, исполнение которого обязательно во всех ДОУ;
  • исполнение государственных гарантий в области обеспечения прав граждан на получение бесплатного образования.
 
 

Общие положения ФГОС дошкольного образования

Реализация ФГОС ДО предусматривает достижение следующих целей:

  • Повышение статуса дошкольного образования, которое становится не просто этапом фактической подготовке к школе, а важной стадией личностного становления, когда закладываются важные ценностные ориентиры.
  • Обеспечение равенства возможностей в получении дошкольного образования для всех детей без исключения, независимо от психофизических показателей развития, национальности, вероисповедания, социального и семейного статуса.
  • Установление государственных гарантий в вопросах обеспечения надлежащего качества дошкольного образования за счет установления единых требований к содержанию реализуемых программ, их структуре, порядку и результатам освоения.
  • Сохранение единства дошкольной учебно-воспитательной практики в границах всего образовательного пространства Российской Федерации.

 

Принципы дошкольного образования по ФГОС

Важной характеристикой Стандарта, определившей его высокую значимость в отечественном образовательном пространстве, является переосмысление значимости периода детства относительно общей траектории развития ребенка. В свете этого крайне важным становится соблюдение принципов ФГОС дошкольного образования, которые перекликаются с положениями Конституции РФ и Конвенции ООН о правах детей. Это:

  • Поддержка самоценности и разнообразия детства как важного жизненного периода, который следует оценивать как значимый этап подготовки к дальнейшему личностному становлению и успешной социализации.
  • Личностно-развивающий, гуманистический характер педагогического воздействия. Уважение личности ребенка независимо от образовательной ситуации.
  • Осуществление реализации программного содержания в формах, оптимальных для дошкольников той или иной возрастной группы, первоочередно — в рамках игровой, поисковой, направленно познавательной, экспериментальной деятельности.

 

 К числу принципов ФГОС дошкольного образования в рамках построения педагогической стратеги следует отнести:

  • Создание условий для полноценного проживания ребенком всех этапов детства — младенчества, раннего и дошкольного возраста с последовательным расширением возможностей для развития.
  • Проектирование учебно-воспитательной деятельности с личностных возможностей и познавательных потребностей каждого ребенка, что может реализоваться в форме индивидуализации обучения.
  • Субъективизация образовательного процесса: признание дошкольника субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.
  • Поддержка детской инициативы во всех ее проявлениях.
  • Активное взаимодействие с семьями, вовлечение представителей семей в жизнь дошкольной образовательной организации.
  • Приобщение детей к социальным нормам, традициям семьи, общества и государства. Формирование познавательных действий воспитанников в различных видах деятельности.
  • Соблюдение правила возрастной адекватности дошкольного образования.

Области дошкольного образования по ФГОС

Установление единых требований к практикам дошкольного воспитания в границах национального обучающего пространства предусматривает выделение по ФГОС пяти областей дошкольного образования, конкретное содержание которых проектируется с учетом возрастного и личностного фактора.

Социально-коммуникативное развитие

- Познавательное развитие

- Речевое развитие 

- Художественно-эстетическое развитие 

- Физическое развитие

Содержание областей дошкольного образования по ФГОС

 

Требования к результатам освоения основной программы дошкольного образования по ФГОС

Переход на ФГОС дошкольного образования обусловил пересмотр требований к результатам освоения основной образовательной программы: отказ от необходимости привития детям ряда формальных знаний и умений в пользу достижения социально-нормативных возрастных характеристик, необходимых для успешного перехода к этапу школьного обучения и адекватного поведения в обществе. Целевые ориентиры, определяемые ФГОС основного дошкольного образования, нельзя расценивать как основу объективной оценки уровня развития ребенка, в том числе при проведении педагогического мониторинга, поэтому освоение программного содержания в детских садах не может сопровождаться проведением аттестационного оценивания.

Перечень целевых ориентиров дошкольного образования

 

Достижение целевых ориентиров по программам дошкольного образования также предусматривает создание особой предметно-пространственной среды, обеспечивающей оптимальные условия для поступательного развития дошкольников. Данная среда охватывает не только пространство внутри детского сада, но и прилегающую территорию, материалы, оборудование и инвентарь, используемые для организации учебно-воспитательного процесса. Развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС ДО, должна обеспечивать: Возможность активной совместной деятельности и общения дошкольников. Реализацию программного содержания с применением широкого круга педагогических средств и методик. Создание условий для организации инклюзивного или вариативного обучения. Учет региональных, климатических, национально-культурных условий и показателей возрастного развития детей.

Критерии развивающей предметно-пространственной среды согласно ФГОС ДО

Успешная реализация программ дошкольного образования первоочередно предусматривает создание необходимых психолого-педагогических условий. К их числу относится проектирование учебно-воспитательной деятельности на основе равноценного и активного взаимодействия дошкольников, являющихся субъектами обучения, и воспитателей, с применением только тех методов и средств педагогического воздействия, которые соответствуют возрасту и реальным образовательным потребностям малышей.

Источник: https://www.resobr.ru/article/63447-qqq-19-m5-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya

КОНСУЛЬТАЦИИ

 
 
 
 
 
 
 
Задать вопрос
Заведующая Корнева Ольга Юрьевна

задать вопрос
Мы в соцсетях

Независимая оценка
Анкетирование
Панда
Решаем вместе
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Проверь здоровье